Зачем нужны арт-менеджеры

Профессор программы управления искусством в Университете Южной Юты в Седар-Сити Уильям Байрнс написал универсальный учебник для арт-менеджеров, за последние годы переизданный уже пять раз и не потерявший своей актуальности, благо искусство и не думало сворачивать с того пути, на котором роль менеджера оказывается едва ли не более важной, чем роль собственно художника. Книга адресована не только тем, кто собирается заняться арт-менеджментом, но и профессионалам, уже работающим в этой сфере и желающим расширить свои знания. Автор подробно описывает все сферы деятельности, с которыми связаны арт-менеджеры — от понимания принципов формирования заработной платы организатора мероприятий в Нью-Йорке до деталей написания бизнес-планов и заявок на гранты от правительства США.

В начале книги Байрнс дает исторический очерк связи искусства с экономикой и политикой: арт-менеджмент, по сути, существовал всегда, то есть столько же времени, сколько существует само искусство, которое кто-то должен представлять публике. «Первыми примерами арт-менеджмента как организации представлений и управления ими, — пишет автор, — были общественные собрания, связанные с религиозными обрядами в ранних обществах. Этими представлениями „управлял” жрец, и они были встроены в социальную жизнь». В средние века арт-менеджерами руководила сначала церковь, а затем и купеческие гильдии, выделявшие деньги на искусство. В эпоху Возрождения финансировать искусство стало уже государство, привнося собственную цензуру в работу менеджеров.

Эволюция арт-менеджмента зависела не только от развития форм искусства, она переплеталась с эволюцией социальных, религиозных и экономических систем, необходимых для существования городов и государств. Эти управленческие системы строились на философских концепциях, которые помещали людей в сложные иерархии. История, напоминает Байрнс, дает много примеров систем менеджмента, созданных еще древними египтянами, римлянами и китайцами. Многие сегодняшние базовые принципы надзора и контроля восходят к проектам, возникшим именно в этих обществах:

«Строительство храмов, пирамид и других крупномасштабных сооружений требовало сильного менеджмента и немалых организационных навыков. Организация огромных армий, которые должны были двигаться вперед и завоевывать мир, нуждалась в тщательном планировании, а также в логистической координации. Многие современные понятия менеджмента развились на основе навыков, необходимых для выполнения общественных работ, реализованных в те времена, когда мир переходил от аграрной к промышленной основе». Огонь арт кстати есть на сайте chillywilly.club .

В XIX веке на создание сложной иерархической теории менеджмента и арт-менеджмента оказали огромное влияние Промышленная революция и «невидимая рука рынка». Но сегодня, полагает Байрнс, ввиду развития информационных технологий сложная цепочка соподчинений и уровней менеджмента уже не нужна — руководить искусством может только легко меняющийся человек, чувствующий грядущие тенденции и в экономике, и в мире искусства.